Бывают ли деловые качества отрицательными?

Не секрет, что на собеседовании люди склонны расхваливать себя, подгонять под заявленные работодателем стандарты и мягко уходить от разговоров на неприятные темы. Примерно та же картина наблюдается, когда человек уже принят на работу и вливается в рабочий процесс.

В какой момент можно начинать выдавать сослуживцам личную информацию, рассказывая о себе самую настояющую правду? И стоит ли в принципе это делать?

Не человек, а картинка

На работе каждый из нас имеет дело не столько с коллегами-людьми, сколько с их бизнес-портретами. Такой портрет показывает, каков в воображении запечатленного на нем человека средний (или преуспевающий) специалист, занимающий аналогичную должность.

Портрет австрийского принца Дона-Карлоса

Бизнес-портреты современности сродни парадным портретам былых времён. Много шума и отвлекающих внимание атрибутов, за которыми разглядеть реального человека и его возможности трудно. Изображают то, что нужно. То, что соответствует статусу. Положительные качества охотно преувеличивают, с недостатками поступают тоньше. Любой недостаток (осознаваемый как нежелательное) служит поводом для своеобразного штриха: либо рисуем противоположное, либо оставляем тёмный угол. Задача портрета — сотворить легенду. А ведь это тоже надо уметь!

Супермен

Если главное отличие парадного портрета в его броской выразительности и торжественности, то бизнес-портрет отличает динамичность и агрессивность: «я могу», «я умею», «я достиг». Нередко присутствуют атрибуты, намекающие на наличие у изображаемого сверхспособностей. Конечно, самых «суперменов» разворачивают еще на этапе собеседования, потому что между парадным портретом и картинкой из мультфильма существует заметная разница.

Портреты в шкафу

Мы решили провести небольшой эксперимент. Сотрудников попросили рассказать об одном неприятном качестве их натуры, которое, тем не менее, помогает в работе. В дополнение каждого попросили рассказать и об одном положительном качестве.

Нельзя сказать, что кто-то рассчитывал услышать правду, попросив окружающих вынуть скелеты из своих шкафов. Вместо скелетов были предъявлены бизнес-портреты, чем мы были удовлетворены вполне.

О результатах:

 

  • Большее разнообразие обнаружили положительные качества. Все работники SPRINTHOST.RU хороши по-своему. Замечено только одно совпадение: два сотрудника группы обслуживания выделили из прочих положительных качеств свою необыкновенную терпеливость.
  • Итак, у нас работают: вежливые от природы, умеющие искать подход к людям, бесконечно толерантные, ответственные и целеустремленные, полные энтузиазма, добрые, позитивные, бережливые, с отличным чувством юмора, умеющие управлять своими эмоциями и мыслить логически люди.
  • Когда дело дошло до описания недостатков, немногим меньше половины сотрудников объявили себя ленивыми, но каждый отметил, что лень помогает в работе. И, самое интересное, всем она помогает по-разному!

До чего доводит лень

Итак, большинство сотрудников ругает себя за лень, хотя все как один отметили, что даже такое качество может способствовать успешной работе. Да, необходимость соответствовать бизнес-портрету несомненно людей дисциплинирует 🙂

Спящий пастушок

Получается, с ленью не нужно бороться, достаточно правильно использовать её в своих целях. Что же предлагают наши сотрудники?

  • Чтобы не делать лишней работы или не переделывать уже сделанное, следует тщательно думать, и лишь потом приступать;
  • Задачу выполнять лучше сразу и целиком, при ответе клиенту полезно учитывать все нюансы и всё не спрошенное, всегда следует отражать внесенные изменения и, конечно, всегда оставлять возможность «вернуть всё, как было»;
  • Всегда ищите наиболее простой способ решения, удовлетворяющий условиям поставленной задачи;
  • Не стоит откладывать работу на потом, лучше сначала поработать, а потом побездельничать;
  • Создавайте базу знаний, тренируйте память и учитесь быстрее, чтобы тратить меньше времени на поиск ответа;
  • Если лень точно никак не помогает вашей работе, попробуйте пристыдить себя за этот недостаток. Такие ужасные качества как лень и непунктуальность заставляют некоторых людей злиться на себя и себя же пересиливать: вставать пораньше, концентрироваться и приезжать всюду заранее.

Что будет, если оставить бизнес-портрет дома?

 

Вы когда-нибудь слышали, чтобы картины в галерее подрались друг с другом? Такого не бывает, да? На картинах изображены приличные люди, существуют, в конце концов, правила поведения, согласно которым картинам полагается висеть на стенах и не шевелиться. К тому же они плоские, бумажные, друг другу не мешают…

Примерно также обстоит дело и с общением в офисе. Пока взаимодействие находится в деловых рамках, а вы и ваш оппонент помните, что нарисовано на ваших бизнес-портретах, ситуация под контролем. В случае вероломного нападения одного из оппонентов на другого, бизнес-портретом всегда можно прикрыться и смягчить удар. Но если оба оппонента перешли на личности, получится даже не битва бизнес-портретов, а обыкновенное межличностное хамство.

Поэтому берегите свой бизнес-портрет и никогда не забывайте брать его с собой на работу. Это всё равно что явиться туда в одном белье. Окружающие привыкли к вам с портрета, а тут вы из обычной жизни — со своими эмоциями, проблемами, привычками и сценариями общения.

Ваши личные качества могут быть какими угодно, это не помешает преуспеть. На работе «работают» только деловые качества, которые не бывают отрицательными. Даже лень, оказавшись в раме делового портрета, превращается в рациональность, исполнительность, изобретательность и пунктуальность, что и показал наш эксперимент.

комментариев 7

  • Интересно, какие еще были отрицательные качества, кроме лени.

    Потому что лень — это самое простое и безобидное отрицательное качество, отсюда и популярность.

  • На втором месте закрепились сложности с управлением эмоциями. Что тоже понятно.

    Остальные недостатки либо «уникальны», либо встречались максимум у двоих. Называли упрямство, медлительность, невнимательность, нерешительность, перфекционизм и въедливость.

    А ещё у нас есть один жадный сотрудник 🙂 Качество, кстати, было указано как положительное. Выражается «жадность» в уважении к своему и чужому времени.

  • В зарубежных организациях практикуют для новых сотрудников перед принятием на работу прохождение психологических тестов. Тесты показываю насколько сотрудник подходит к вакансии, а также насколько он подходит к коллективу, в котором он будет работать. Надо будет попробовать тест найти подобный и прогнать наших сотрудников через этот тест 🙂

  • Алексей, а не будут ли люди пытаться вычислить «правильные» ответы?

  • Каким образом? Тебе стоит пройти разок этот тест чтобы понять, что вопросы постоянно повторяются но с различной формулировкой. При этом правильного ответа никогда нет. Как нет и неправильного.

  • Психологические тесты — они очень странные иногда 🙂

  • Я проходил. 300 вопросов, из них четверть, да, повторяется. Брр.

    P. S. Перфекционизм — это достоинство!

Добавить комментарий